Лев Повзнер (р. 1939) — московский художник, в чьем творческом методе соединяются ирония, мифологическое мышление и элементы сюрреального. Повзнер исследует природу иллюзии и абсурда, расщепляя структуру и композицию картины и превращая образ в многослойную визуальную загадку. Сам он себя называет художником карнавального типа и эксцентриком.
Укоренённый в советской андерграундной культуре, Повзнер формирует постмодернистский язык, в котором образы массовой культуры, фольклора и коллективной памяти подвергаются деконструкции и обретают новые трактовки, становясь частью его личного мифа. Техника «полиморфизма» — сосуществование скрытых фигур и сущностей на разных уровнях восприятия — отсылает к аллегориям Северного Возрождения и к художественным стратегиям сюрреализма XX века, оставаясь при этом принципиально индивидуальной. Повзнер работает как с традиционными материалами — холстом, бумагой, маслом, — так и с авторскими — картоном в технике папье-маше или специально обработанными смытыми клеёнками. Он мыслит сериями и создает свои картины по принципу анаморфозы, намеренно путая зрителя и усложняя траекторию взгляда.
Серия «Шпигель» (2010-е) основана на симметричном «отзеркаливании» одной половины изображения на другую. Доверившись техническому приёму, художник как бы самоустраняется, позволяя алгоритму диктовать композицию. В результате привычные элементы, например, ухо, превращаются в фантастические двуликие структуры, возникающие на грани реальности и фантасмагории.
Cерия «Поле чудес» (конец 2010-х — наст. вр.) представляет собой яркие среднеформатные работы на авторском картоне, где применяется принцип «картина в картине». Лица подменяются пейзажами и интерьерами, нередко отсылающими к литературным сюжетам или фольклорным шуткам. Текстовые вставки усиливают гротескный эффект, вводя элемент лубочного юмора.
Серия «Приставленные лица» (конец 2010-х — начало 2020-х) наследуют «народной» иронике «Поля чудес», но развивают её в сторону абстракции. Изображение сводится к разноцветным профилям, которые сливаются в карикатурных «поцелуях», превращая сюжет в сюрреалистическое поле напряжённой двусмысленности.
Работы Льва Повзнера входят в собрания Государственной Третьяковской галереи (Москва), Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Московского музея современного искусства, Музея Соломона Р. Гуггенхайма (Нью-Йорк), Музея Нэшер при Университете Дьюка (Дарем, Северная Каролина, США) и Фонда искусства Колодзей (Хайленд-Парк, Нью-Джерси, США), а так же в частные коллекции по всему миру.